Когда автомобиль перестаёт работать так, как должен, в первую очередь начинают проверять неполадки в каких-то крупных системах и деталях. Но иногда большие проблемы возникают из-за поломки совсем маленьких устройств.
К примеру, на Шевроле и ДЕУ Ланос трудности с запуском двигателя могут быть связаны не только с самим двигателем, но и с маленьким датчиком температуры охлаждающей жидкости, который даже сложно найти под капотом, если не знать, где искать.
В этом материале — подробнее о том, как определить, что сломался именно этот датчик, а также инструкция для его правильной замены.
Содержание
Назначение датчика ОЖ
Датчик температуры охлаждающей жидкости, или просто ДТОЖ — это деталь, необходимая любому автомобилю, так как именно с её помощью контролируется работа одного или нескольких вентиляторов, в зависимости от комплектации авто.
Нередко ДТОЖ путают с датчиком температуры двигателя, который расположен в Ланосе возле первой форсунки над генератором. Его данные выводятся на приборную панель. А вот датчик охлаждающей жидкости Шевроле Ланос располагается под катушкой и подключается к ЭБУ — электронному блоку управления. ЭБУ считывает показатели, и на их основе корректируется работа двигателя. Поэтому нельзя допустить чтобы ДТОЖ вышел из строя, ведь это приведёт к:
- Невозможности включить вентилятор, когда температура охлаждающей жидкости станет слишком высока. Для Ланоса это 95
- Сложностям с запуском двигателя в мороз, так как датчик не будет помогать ЭБУ регулировать обогащение топлива.
- Потере функции защитного отключения двигателя и других систем при чрезмерном росте или падении температуры.
А чтобы лучше понимать важность датчика охлаждающей жидкости Ланоса, стоит рассмотреть, как он работает в исправном состоянии.
Принцип работы датчика охлаждающей жидкости
В Шевроле Ланос 1.5 датчик температуры охлаждающей жидкости подключается с помощью двух проводов и функционирует устройство по принципу термистора. Когда температура ОЖ меняется, создаётся колебание сопротивления электрического тока, ведь термисторы изготавливаются из сплава кобальта и никеля. Нагревание этих материалов приводит к увеличению количества электронов, что приводит к снижению сопротивления.
От сопротивления термистора будет зависеть величина тока, а от неё — напряжение, данные о котором и будет получать электронный блок управления всего автомобиля. Любые колебания датчика температуры охлаждающей жидкости Ланос 1.5 воспринимаются как команды для работы с топливной смесью.
К примеру, если мотор заводится при низких температурах, температурный датчик ОЖ сообщает о низких температурах блоку управления. Из-за этого ЭБУ запускает процесс обогащения топливной смеси, чтобы мотор прогрелся быстрее. Данные о достаточном прогревании также будут считываться с ДТОЖ.
Типы ДОТЖ
Обычно датчики охлаждающей жидкости для автомобилей делятся на два вида:
- Учитывающие отрицательные температуры.
- Работающие с положительными значениями температуры ОЖ.
Если датчик учитывает отрицательную температуру, то чем она ниже, тем выше будет сопротивление. Если учитывается увеличение температуры, то сопротивление будет повышаться вместе с её ростом.
У Шевроле Ланос датчик температуры охлаждающей жидкости первого типа, с учётом отрицательных температур. Поэтому если температура ОЖ окажется низкой, то ЭБУ считает с датчика высокое сопротивление и примет решение о необходимости обогащения топлива.
Правильное определение типа датчика поможет быстро найти способы ремонта при обнаружении неполадок.
Основные признаки поломки датчика включения вентилятора
Из-за особенностей конструкции и расположения ДТОЖ трудно сломать, но и это иногда случается. В этом случае нужно как можно быстрее заменить деталь, так как её неправильная работа сразу же провоцирует трудности с запуском двигателя, насыщением топливной смеси, частыми перегревами мотора. То есть при неполадках с датчиком охлаждающей жидкости Шевроле Ланос 1.5, страдать начинают и другие системы автомобиля.
Но перед тем, как проверять датчик температуры охлаждающей жидкости ДЭУ Ланос, нужно понять, какие признаки указывают на неполадки именно в его работе. К примеру, если температура ОЖ достигает 95°C, то датчик должен провоцировать охлаждение. Если этого не произойдёт, двигатель может не запуститься. Но чтобы определить, что неисправность в ДТОЖ, нужно включить кондиционер и проверить, запустится ли двигатель. Это происходит из-за того, что датчик температуры охлаждающей Шевроле Ланос реагирует и на работу вентиляторов кондиционера.
А чтобы точно убедиться, что проблема в вентиляторе для охлаждающей жидкости, а не предохранителе, реле или другой детали, стоит проверить наличие таких признаков, как
- Тёмный дым из выхлопной трубы.
- Увеличение расхода топлива.
- Нестабильная работа двигателя на холостом ходу или отсутствие холостого хода.
- Уменьшение количества оборотов двигателя при запуске без предварительного прогревания.
- Увеличение длительности прогревания двигателя.
Если все признаки сошлись, то здесь поможет только замена датчика температуры охлаждающей жидкости Ланоса. Стоит деталь недорого, и переустановить её нетрудно, но перед этим нужно обязательно провести полную диагностику авто.
Расположение датчика включения вентилятора
Чтобы проверить сам датчик, его нужно найти, а для этого потребуется узнать точное расположение. Места размещения датчиков охлаждающей жидкости меняются в зависимости от автомобиля, поэтому без инструкции и помощи других владельцев таких же авто разобраться будет трудно.
Датчик охлаждающей жидкости Ланоса 1.5 располагается близко к модулю зажигания, это с правой стороны зоны под капотом. Нужно найти головку блока цилиндров, именно там нужно искать этот датчик. Он будет ввинчен в отверстие и скрываться под собственным проводом питания, так как размеры датчика очень малы, обычно не более 5 см.
Проверка датчика охлаждающей жидкости Ланос 1,5
После обнаружения ДТОЖ, его можно будет проверить, чтобы окончательно убедиться в необходимости проверки. Для этого сначала датчик температуры охлаждающей жидкости Ланос демонтируется, а уже потом начинается сама диагностика.
В первую очередь его нужно осмотреть. Если найдутся даже небольшие следы коррозии и окислы, это уже причина для замены элемента.
Далее нужно использовать мультиметр, чтобы проверить, правильные ли значения сопротивления передаются ЭБУ. Здесь ЭБУ нужно будет опускать в кипяток, а потом считывать показания прибора. Они должны составить 175–190 Ом. Когда вода начнёт остывать, сопротивление должно равномерно увеличиваться.
Замена датчика охлаждающей жидкости пошагово
Определив, что датчик неисправен или очень близок к поломке, можно принимать решение о необходимости замены.
Сначала его потребуется купить, и здесь для датчика температуры охлаждающей жидкости Ланос артикул знать не обязательно, так как эти устройства выпускают множество производителей. Но если захочется приобрести один в один такой, как и был, для датчика температуры охлаждающей жидкости Ланоса 1.5 артикул будет обозначен в инструкции к автомобилю, в разделе с описанием модели каждой детали.
Купив деталь, можно переходить к её установке. Для начала потребуется найти подходящие инструменты, среди которых обязательно будут
- Тара для слива охлаждающей жидкости. Сливать полностью не потребуется, но около 500–1000 миллилитров точно стекут
- Антифриз для восполнения недостатка после установки нового датчика
- Сам датчик. Иногда к нему может потребоваться разъём
- Ключ на 19 мм, накидной или рожковый
Перед работой убедитесь, что двигатель остыл, иначе ожогов не избежать. Подготовившись, можно начинать замену датчика охлаждающей жидкости Ланос:
- Сначала отсоединяется провод. Это легко сделав, зажав фиксатор.
- Откручивается крышка расширительного бачка.
- Датчик выкручивается подготовленным ключом, крутить нужно против часовой стрелки.
- Сразу после вывинчивания потечёт антифриз, поэтому нужно сразу поднести ёмкость для сбора, чтобы он не успел попасть на детали, особенно электрические. Желательно закрыть область вокруг пластиковой плёнкой, чтобы упущенные капли антифриза точно никуда не попали.
- После того как охлаждающая жидкость перестанет течь, можно установить новый датчик, а потом долить антифриз.
- Перед окончанием работ датчик нужно не забыть подключить к ЭБУ, то есть вернуть провод, отключённый в самом начале, на место. Здесь важно не перепутать полярность, что можно определить по защёлке, которая есть только с одной стороны.
Останется только проверить, работает ли датчик так, как надо, и на этом процедуру можно считать завершённой.
Несмотря на то, что датчик температуры охлаждающей жидкости — очень важная деталь, от правильной работы которой зависит работоспособность всего автомобиля, заменить его совсем нетрудно. Главное — правильно определить, что проблемы Ланоса заключаются именно в нём, о чём подробно говорится в материале выше.