Современные транспортные средства обычно оборудуют катализаторами с целью снижения процентного содержания вредных веществ в выхлопных газах. Установка данных механизмов требует определенного контроля и точности условий работы системы. Для того, чтобы следить за данным процессом устанавливается лямбда-зонд или датчик кислорода.
Из второго названия становится понятно, что лямбда-зонд — это автомобильный датчик, который характеризуется инжекторным впрыском топлива. Его основной задачей является контроль за количеством кислорода в выхлопных газах.
Принцип работы лямбда Ланос основан на передаче сигнала от датчика к системе. Таким образом, можно с точностью подсчитывать количество кислорода. От датчика сигнал поступает на электронный блок управления. Полученные данные позволяют обеспечить регулирование количества топлива, которое подается в цилиндры.
Содержание
- 1 Конструкция и принцип работы кислородного датчика
- 2 Неисправность лямбда зонда — признаки и последствия
- 3 Виды лямбда-зондов на Ланосе
- 4 Как узнать, исправен ли лямбда зонд
- 5 Как заменить датчик кислорода
- 6 Способ ремонта
- 7 Обманка лямбда зонда
- 8 Какой лямбда зонд лучшие ставить на Шевроле Ланос, Сенс и Шанс
Конструкция и принцип работы кислородного датчика
Лямбда-зонд Ланос может относиться к одному из несколько видов, которые устанавливаются на автомобилях. Чаще всего, речь идет о такой распространенный конструкции, как датчик кислорода на диоксиде циркония. Его основными элементами являются:
- Наружный электрод. С его помощью осуществляется взаимодействие с выхлопными газами.
- Внутренний электрод. Осуществляет контакт с внешней средой.
- Нагревательный элемент. Необходим для обеспечения условий оптимальной рабочей температуры — примерно 300° C — для кислородного датчика.
- Твердый электролит. Находится между двумя электродами.
- Корпусная часть.
- Защитный кожух наконечника. Оснащен перфорацией для входа отработавших газов.
Электроды лямбда-зонда имеют платиновое покрытие. Принцип работы датчика построен на разности потенциалов между электродами, чувствительными к кислороду. При прохождении ионов кислорода, поступающего из атмосферного воздуха, а также выхлопных газов, через электролит, происходит нагревание последнего.
Уровень напряжения на электродах лямбда-зонда имеет прямую зависимость от концентрации кислорода в газах. С повышением концентрации последнего повышается и напряжение. Параметры напряжения могут варьировать от 100 до 900 мВ
Неисправность лямбда зонда — признаки и последствия
Датчик лямбда-зонд Ланос осуществляет свою работу в довольно агрессивной среде, поэтому не исключена его поломка. Систематическая проверка прибора позволяет избежать проблем с эксплуатацией транспортного средства.
Важно понимать, что при поломке лямбда-зонда становится невозможным определение химического состава выхлопных газов и уровня кислорода в них. Превышение нормативных значений может привести к серьезным неприятностям.
На старых автомобилях обычно устанавливают двухканальный лямбда-зонд. Новые модели оснащены механизмом широкополосного типа. Последний вид датчика может сбалансировать необходимое соотношение кислорода.
Главным признаком неисправности лямбда-зонда является изменения в работе двигателя, связанные со снижением качества поступаемого топлива.
Причинами поломки датчика кислорода являются:
- Нарушение герметичности корпуса
- Попадание выхлопных газов и внешнего воздуха
- Некачественная покраска двигателя, которая приводит к перегреву датчика
- Нарушение в работе системы зажигания
- Временной износ
- Нарушение в системе электропитания
- Механические повреждения
Изменения в работе датчика происходят поэтапно. Вначале нарушается генерирование сигнала, результатом чего становится дестабилизация четкости оборотов холостого хода. Колебания осуществляются в расширенном диапазоне, что отрицательно сказывается на качестве топливной смеси. При подобном нарушении можно заметить, что автомобиль неожиданно дергается и периодически слышны хлопки двигателя. Также на панели приборов может загораться сигнальная лампочка.
Если не обратить внимания на эти признаки неисправности датчика, проблема перейдет во вторую стадию. Лямбда-зонд перестанет работать, если двигатель не будет прогрет. При этом будет наблюдаться упадок мощности, хлопки в двигателе, и более медленное реагирование при нажатии на педаль акселератора.
Серьезным сигналом поломки лямбда-зонда служит перегрев двигателя при нагревании. При указанных проблемах может наблюдаться полный выход из строя лямбда-зонда, который будет сопровождаться резко выраженным запахом, идущим из выхлопных труб. В современных автомобилях при поломке датчика происходит автоматическая блокировка с невозможностью дальнейшего движения автомобиля.
При разгерметизации датчика может произойти поломка двигателя. Признаками разгерметизации служит снижение мощности во время скоростного движения, а также стук под капотом при движении и неприятный запах из выхлопных труб. Также при данной проблеме может образовываться сажный осадок на корпусе выпускных клапанов или свечей.
Виды лямбда-зондов на Ланосе
На автомобилях Ланос устанавливают 1, 2, 3 и 4-контактные датчики:
- Одноконтактный или однопроводной лямбда зонд имеют один сигнальный провод, с помощью которого происходит передача импульсов на ЭБУ.
- Двухконтактный датчик дополнен заземляющим контактом, позволяющего добиться более высокой точности показаний
- Трехконтактный оснащен жилой, которая подведена к нагревательному элементу. Скорость прогрева при этом увеличивается, что положительно сказывается на эксплуатационном ресурсе и снижении показателей выбросов вредных газов в атмосферу.
- Четырехконтактный имеет контакт дополнительного питания для нагревательного элемента.
Как узнать, исправен ли лямбда зонд
Чтобы проверить исправность датчика, необходимо знать, где находится лямбда-зонд Ланос. Первый датчик устанавливается на выпускном коллекторе перед катализатором. Чтобы получить к ним доступ нужно при поднятом капоте снять экранированный щит. Второй датчик располагается за катализатора в нижней части транспортного средства. После определения места расположения датчиков можно переходить к решению вопроса, как проверить лямбда-зонд на Ланосе.
При проверке лямбда Ланос важно обратить внимание на целостность проводки. После чего, следует осмотреть корпусную часть датчика с целью выявления вмятин или трещин, полученных в результате механического воздействия.
Защитная трубка измерительного элемента не должна содержать каких-либо загрязнений и ей должен быть свойственен матовый цвет. При загрязнении антифризом лямбда-зонд имеет серо-белый цвет с зеленоватыми вкраплениями. Причиной проблемы может являться повреждение блока цилиндров. Также важно обратить внимание на впускной коллектор и прокладку головки блока цилиндров. Следует проверить систему охлаждения двигателя на герметичность и при необходимости произвести замену прокладки головки и датчика.
При загрязнении маслом наблюдаются черный или серый налет на защитной трубке. Возникает при чрезмерном расходе масла. Необходимо проверить сальники, поршневые кольца и направляющие клапаны. При необходимости производится замена зонда.
При проявлении темно-коричневого или черного цвета на лямбда-зонде возможна неисправность нагревателя датчика или топливной системы. Следует произвести проверку давления топлива и работу системы впрыска. Также производится исследование состава выхлопных газов. При необходимости зонд заменяется.
Обнаруженный налет беловатого цвета на измерительной части зонда может быть свидетельством загрязненияб из-за превышения количества добавок для топлива. Следует очистить топливную систему и заменить зонд.
Красноватые или блестящие отложения на защитной трубке зонда свидетельствуют о том, что в топливе содержатся примеси свинца. Топливный бак очищают и меняют зонд.
Как заменить датчик кислорода
Для того, чтобы на Ланос отключить лямбду потребуются следующие инструменты:
- Ключ накидной на 22
- Ключ на 12 для болтов крепления термоэкрана
- Монтировка
Пошаговый процесс замены:
- Снять клемму с аккумулятора
- Отсоединить фишку питания
- Отсоединить питание лямбда-зонда
- Демонтировать термоэкран
- Демонтировать правый вентилятор охлаждения
- Произвести обработку ДК с коллектором и датчика WD-40.
- Установить ключ
- Поддомкратить автомобиль
- Подставить брус под рукоятку ключа, который надет на датчик
- Снять датчик
- Опустив с домкрата автомобиль, сорвать крепление датчика.
- Отключить лямбда-зонд Ланос
- Устанавить новый лямбда-зонд
- После установки проверяется работа двигателя.
Способ ремонта
При неисправности лямбда-зонда Ланос возможность отремонтировать датчик существует в случае целостности слоя циркония на устройстве. При этом при ресурсе превышающем 80 тыс. км рекомендуется его замена.
На первоначальном этапе нужно очистить поверхность от нагара с помощью ортофосфорной кислоты. Лямбду помещают в кислоту примерно на полчаса, сняв заранее защитный колпачок. Для снятия используется токарный станок.
Далее кисточкой с натуральной щетиной обрабатывают датчик кислорода. Необходимо добиться, чтобы поверхность приобрела металлический оттенок. После чего приваривают колпачок и устанавливают деталь обратно.
Обманка лямбда зонда
Часто вместо вышедшего из строя катализатора на автомобиле устанавливают проставку. Делается это с целью экономии бюджета. При этом для того, чтобы показания были верными, необходимо присутствие обманки. Обманка лямбда Ланос устанавливается на место второго датчика.
От обманки на ЭБУ поступает недействительная информация о значениях, которая дает возможность обеспечить работу в нормальном режиме. Устройство состоит из втулки, в которой имеется небольшое отверстие для поступления отработанных газов.
Также во втулку ввинчивается контакт от датчика кислорода, который исправен. Собственно он и передает на ЭБУ сигнал об исправности катализатора.
Какой лямбда зонд лучшие ставить на Шевроле Ланос, Сенс и Шанс
Лучше всего устанавливать на Ланос оригинальные детали. В этом случае эксплуатационный ресурс может заметно повышаться. Также рекомендуется устанавливать датчики таких производителей, как Denso, Bosch, NGK, OZA.
Артикул лямбда-зонд Ланос — GM 96419955. Речь идет об оригинальном датчике. Но при этом его стоимость будет в разы выше, чем стоимость такой же детали от других фирм. Здесь следует ориентироваться на возможности бюджета, и с целью экономии выбирать перечисленные бренды.